Бумажные куклы

Бумажные куклы: 1831 – наше время

Каждый из нас когда-нибудь видел, а возможно, и играл в детстве с набором бумажных одежек для куклы. Обычно эта игрушка продавалась в виде книжечки или пакетика с листами плотной бумаги, на которых были напечатана нарисованная фигурка куклы и сменные наряды. Элементы одежды и сама кукла вырезались ножницами. Различные костюмы и платья крепились к модели при помощи выступающих полосок - клапанов, которые нужно было загнуть с обратной стороны куклы.

С определённой долей условности прототипом конструктора бумажных кукол можно считать вырезанные из бумаги кимоно, которые одевались на фигурки домашнего пантеона богов в Японии около 800 года до нашей эры. Одежду из бумаги и кожи использовали для одевания ритуальных статуэток в Индонезии ещё в начале первого тысячелетия. В Европе XVIII века бумажные куклы использовались придворными модельерами и портными для того, чтобы в цвете продемонстрировать заказчику модель того или иного платья, парика или обуви.

Плоский конструктор - набор одежды для бумажной куклы

Плоский конструктор - набор одежды для бумажной куклы. Наше время

Детской игрушкой бумажная кукла стала в начале XIX века. Творение американской компании McLoughlin Brothers, выпускающей печатную продукцию, фактически стало первым развивающим детским конструктором из бумаги и прототипом большинства современных плоских конструкторов. В 1831 году в Нью-Йорке начали продавать серию бумажных барышень с нарядами, напечатанных в краске на достаточно плотной бумаге ценой от 5 до 12 центов, что сразу сделало их доступными для широкого круга покупателей. Поскольку ремеслом портного тогда занимались мужчины, родители покупали эту игрушку как для девочек, так и для мальчиков.

Набор одежды для реального персонажа, актрисы немого кино Нормы Талмэдж из женского журнала 1919 года.

Набор одежды для реального персонажа, актрисы немого кино Нормы Талмэдж из женского журнала 1919 года

Нью-Йоркская компания McLoughlin Brothers, созданная братьями Джоном и Эдмундом МакЛафлинами в 1828 году, была пионером в деле цветной печати детских книг. На протяжении века она выпускала широкий ассортимент печатной продукции, включая дешёвые картинки-лубки, художественные альбомы, почтовые открытки, бумажные пазлы, настольные игры, наборы бумажных солдатиков и собственно бумажных кукол.

Бумажная кукла McLoughlin Brothers.  1830-е годы

Бумажная кукла McLoughlin Brothers. 1830-е годы

К 1920 году, когда «МакЛафлин Бразерс» стали крупнейшим производителем игрушек в США, компанию приобрёл Милтон Бредли, известный производитель настольных игр. В свою очередь, в 1984 году компанию Milton Bradley Co. Приобрела крупнейшая корпорация игровой индустрии Hasbro, сумевшая сохранить и преумножить все наработки выдающихся предшественников, включая производство бумажных кукол. На сегодня крупнейшим американским производителем детских конструкторов «Бумажные куклы» является компания Whitman and Golden Co.

Одежды для бумажной куклы Calico Cathy компании «Уитмен энд Голден», 1976 год

Одежды для бумажной куклы Calico Cathy компании «Уитмен энд Голден», 1976 год

Следом за McLoughlin Brothers бумажных кукол стали выпускать и другие полиграфические компании, но в большинстве случаев их цена была достаточно большой, чтобы родители могли использовать их в качестве игрушек для своих детей. Например, наборы от лондонской компании Raphael Tuck & Sons Publishing Co. печатались на плотной бумаге, в прекрасном качестве и продавались в украшенных коробках-конвертах, причём голова кукол снималась, чтобы облегчить смену нарядов. Свое изобретение компания запатентовала, чтобы конкуренты не смогли повторить их успех. Компания выпускала как кукол 20-35 см в высоту, так и «открыточные» версии, которые можно было вырезать или использовать в качестве открыток.

Бумажные куклы  компании Raphael Tuck,  1894 год

Бумажные куклы компании Raphael Tuck, 1894 год

В годы Второй Мировой войны бумажными куклами никто не занимался, зато в послевоенное время для них наступил настоящий расцвет, ведь у родителей не было денег на серьёзные игрушки, а бумажную куклу мог позволить себе практически каждый. В Советском Союзе, в эпоху тотального дефицита, игрушек тоже не хватало, поэтому бумажные куклы печатались в журналах – детском «Весёлые картинки» или во взрослых «Работнице» и «Крестьянке», а также продавались в виде наборов в киосках «Союзпечати». В книжных магазинах в 1970-1980 годах можно было встретить не только альбомы бумажных самоделок, из которых модели собирались при помощи ножниц и клея, но и классические бумажные конструкторы со сменными элементами, крепящимися на основу при помощи бумажных клапанов.

В 1980-х годах появились всемирно известные куклы Барби и Кен, а вместе с ними и маленькие книжечки, из которых можно было вырезать фигурки одноименных героев и их стильную одежду. В 1984 году была создана Гильдия художников по бумажным куклам (The Original Paper Doll Artists Guild, или кратко OPDAG), которая успешно работает по сей день и выпускает для поклонников бумажных кукол собственный журнал под названием Paper Doll Studio Magazine.

Классических бумажных кукол с полным правом можно отнести к детским конструкторам, так они обладают основным свойством подобных игрушек – вырезанные из бумаги модели можно не только собирать, но и разбирать, а также менять их элементы местами. С относительной недолговечностью бумажных кукол научились бороться – их наклеивают на картон, обклеивают скотчем или ламинируют, а затем аккуратно вырезают. Плоскую бумажную куклу, имеющую сгибаемое основание, можно поставить, при этом она условно превращается в объёмную фигурку. Преимуществом конструкторов типа «бумажная кукла» является возможность сэкономить место, ведь в отличие от объёмных пластиковых конструкторов, их можно хранить в столе или в папке. Если ребёнок обладает навыками рисования, он сам может создать для такой куклы новые элементы одежды или прочие бумажные аксессуары.

В настоящее время существует два вида одежды для бумажных кукол. Первый – это обычные белые полоски, или клапаны, которые позволяют закрепить костюм на кукле в нескольких местах. Фиксация одежды второго типа осуществляется при помощи тонких магнитных полосок. Этот принцип может использоваться при создании самодельных бумажных кукол, достаточно приклеить с тыльной стороны фигурки магнит, а к платьям – металлическую фольгу.

В наше время бумажные куклы являются детским конструктором «узкой специализации» - обычно ими с удовольствием играют девочки в возрасте от 4 до 8 лет. Как развивающая игрушка, бумажная кукла прививает ребёнку чувство вкуса и гармонии, учит прилежности и аккуратности, особенно если все элементы вырезаются им собственноручно. Кроме того, эта игрушка даёт ребёнку свободу творчества, позволяя разрабатывать собственные элементы одежды.

Интересно, что бумажные куклы, напечатанные в XIX-начале XX века, являются предметом коллекционирования, причём цена отдельных экземпляров из куклы и 3-4 предметов одежды может достигать нескольких тысяч долларов.

©2017 FANCLASTIC™.
При перепечатке материала ссылка на fanclastic.ru обязательна