Главная / Отзывы психологов / Опыт занятий с конструктором «Фанкластик»

Опыт занятий с конструктором «Фанкластик»

Проблема развития зрительно-пространственных функций у современных детей

Зрительно-пространственные функции — главный компонент психической активности и основа для формирования эмоциональной и интеллектуальной жизни. Они отвечают за многие виды повседневной деятельности: от них зависит умение ориентироваться в пространстве и географической карте, манипулировать предметами, надевать правильно одежду и обувь, определять верх-низ и право-лево и положение стрелок на часах, писать буквы и понимать разрядное строение числа.

Формирование зрительно-пространственных функций — один из самых длительных, сложных и уязвимых процессов, в становлении которого участвует совокупность мозговых зон и тесное межполушарное взаимодействие.

К сожалению, в последние годы школьные психологи и исследователи отмечают снижение общего уровня сформированности зрительно-пространственных представлений у младших школьников. Первоклассники тяжело воспринимают страницы, с трудом выделяют на ней клетки, стороны, углы, расположение знака на листе, строку, плохо ориентируются на плоскости листа, испытывают трудности при перенесении материала с доски в тетрадь. Учитывая возросшие требования педагогов и новые стандарты обучения, особую важность приобретает своевременная диагностика трудностей и развитие зрительно-пространственных функций.

Занятия с конструктором решают проблему

Панацея от задержек в развитии зрительно-пространственных функций до сих пор не была найдена, однако поиски, в том числе независимыми исследователями, продолжаются.

В 2015 году психолог Анна Ерощук, выпускница Высшей школы психологии, разработала в ходе дипломного проекта методику развития зрительно-моторных координаций — занятия с конструктором. Несмотря на то что во многих образовательных учреждениях подобные уроки уже проводятся, в России большинство из них не имеет методического оснащения и опоры на научные исследования. Отсутствие официальных подтверждений побудило психолога к проведению независимого эксперимента.

Чтобы проверить взаимосвязь между конструктивной деятельностью младших школьников с развитием зрительно-пространственных функций, Анна Ерощук полгода вела занятия с конструктором «Фанкластик» в ГБОУ г. Москвы лицей №1561 под руководством психолога Елены Бриллинг. В эксперименте участвовали 35 учащихся вторых классов из двух школ, входящих в состав лицея — №862 и №1693. Среди них 12 девочек и 23 мальчика, средний возраст — 8 лет и 1 месяц. Исследование состояло из четырех этапов и проводилось с сентября по декабрь 2015 года.

На первом и втором этапах исследования была подготовлена программа занятий с конструктором и проведено диагностическое исследование с использованием нейропсихологических методик. На третьем этапе в экспериментальной группе детей было проведено десять развивающих занятий с конструктором. Занятия проходили раз в неделю на факультативном психологическом уроке и длились по 45 минут. На заключительном этапе исследования была проведена повторная нейропсихологическая диагностика с целью получения информации о динамике развития зрительно-пространственных функций у детей экспериментальной и контрольной группы.

Опыт занятий с конструктором «Фанкластик»

Результаты первого научного исследования на базе конструктора «Фанкластик»

Занятия с конструктором в начальной школе были направлены на развитие зрительно-вербальных функций, пространственного мышления и воображения. Урок был разделен на две части: первые 25 минут посвящали теории, где преподаватель обозначал тему занятия, а оставшиеся 20 — практике, на которой дети работали с конструктором. В октябре 2015 года команда «Фанкластик» приезжала на занятия к учащимся и написала репортаж о работе психолога.

В январе 2016 были получены официальные результаты исследования. Согласно им, «после курса занятий с конструктором у испытуемых произошло развитие мнестнических и проективных компонентов зрительно-пространственных функций. Изменения касаются способности запоминать и удерживать в памяти зрительно-пространственную информацию, способности передать на плоскости изображение трехмерного объекта в перспективе, а также способности видеть скрытые части трехмерного объекта изображенного на плоскости.

Опыт занятий с конструктором «Фанкластик»

Вместе с тем у детей из экспериментальной группы было отмечено развитие правополушарных функций, то есть холистической (целостной) стратегии переработки зрительно-пространственной информации. Такие изменения были показаны в следующих параметрах: улучшения по показателю правополушарной организации при копировании фигуры Рея-Тейлора и при копировании дома, изображенного в перспективе. В экспериментальной группе также произошло значительное уменьшение количества ошибок, характеризующих правополушарную слабость: ошибки по типу угловых и линейных дизметрий в зрительно-пространственных фигурах и копировании фигуры Рея-Тейлора, уменьшение пропусков фигур, уменьшение количества ошибок по типу поворотов фигур, зеркальности, несоблюдения строки».

Результаты первого научного исследования на базе конструктора «Фанкластик»

Конструктор «Фанкластик» на уроках психологии в лицее №1561

Исследование Анны Ерощук перевернуло жизнь учеников и педагогов лицея №1561. После окончания эксперимента Елена Бриллинг продолжила заниматься с конструктором «Фанкластик» на уроках психологии, совершенствуя предложенную Ерощук программу. Психолог работает в паре с учительницей начальных классов Мариной Силиной: понятия, разобранные на её занятии, внедряют и отыгрывают на уроках русского языка и литературы, математики, информатики и технологии. Занятия ведутся у второклассников, стабильно на них ходят 15-20 человек.

Несмотря на то что педагоги начали работать с конструктором еще до появления курса «Мастерская конструирования Фанкластик», их программа во многом на него похожа. Занятия ведутся от простого к сложному. Сначала ребята осваивают соединения, потом учатся выделять видимые и скрытые детали, пользоваться переходниками. Традиционно в начале урока даётся тема (космос, оружие, природа), далее учащиеся строят модели, а в конце анализируют полученный результат: изучают цвет, количество деталей, придумывают историю.

Не всем детям удаётся с первого раза справиться с тугими соединениями конструктора. Однако желание собрать модель настолько переполняет, и они не сдаются. Одно из преимуществ конструктора, что результат виден сразу: если модель собрана, красива, значит старания были не зря. Заметим возросший интерес учеников и родителей к конструктору, Елена Евгеньевна стала организовывать выставки моделей из «Фанкластик», прийти на которые может любой желающий.

Благодаря «Фанкластик» у учащихся начальных классов закладываются базовые представления об окружающем мире. Умственное моделирование — навык, развивающийся после 7-8 класса, — начинает формироваться здесь, во втором классе на занятиях с конструктором. Моделирование знакомит детей с понятиями симметрии, углов, анализа и синтеза, классификации, учит формировать причинно-следственные связи, улучшает зрительно-моторные реакции, совершенствует математическое и логическое мышление и речь. Невысокая детализация элементов «Фанкластик» развивает фантазию, расширяет угол зрения. Ученики лучше видят классную доску, прекрасно усваивают материал.

Опыт занятий с конструктором «Фанкластик»

В будущем педагоги лицея №1561 собираются ввести уроки конструирования из «Фанкластик» в других классах начальной школы. Программа занятий будет постепенно совершенствоваться и дополняться, в том числе наработками из «Мастерской конструирования Фанкластик». С компьютеризацией лицея дети получат возможность проектировать модели в программе Fanclastic 3D Designer.

25 Августа 2017

©2017 FANCLASTIC™.
При перепечатке материала ссылка на fanclastic.ru обязательна