Современные тенденции развития детских конструкторов
Данная статья отображает субъективный взгляд на то, чем является и чем, по мнению родителей и педагогов, должен являться для ребёнка современный развивающий конструктор. В ней изложены размышления о необходимости производства конструкторов, предоставляющих ребёнку подлинную свободу творчества, а не просто совершенствующих пресловутую «мелкую моторику» и превращающую увлекательную игру в механический процесс сборки конкретной модели, разработанной производителем. Процесс ознакомления ребёнка с окружающим миром не стоит загонять в жёсткие рамки схем, исключающих элемент самосовершенствования в процессе игры.
История детских конструкторов свидетельствует о том, что подобная игрушка могла возникнуть только в технически развитых странах, таких, как Великобритания или Германия. Несмотря на то, что в начале XX века понятие «детская игрушка» существовало лишь в высших слоях общества, конструктор был обязан своим появлением не аристократии, а инженерам и ремесленникам, ведь представители «высшего света» в большинстве своём не интересовалась техникой. Не случайно Meccano был изобретён в годы расцвета второй промышленной революции (1860-1920).
В этом смысле всё произошло закономерно – развитие промышленности и рост роли техники затронули все сферы жизни общества, включая процесс воспитания детей, немыслимый без игр и игрушек. Однако победное шествие «Меккано» по всему миру объяснялось не просто глобальным интересом людей к техническим игрушкам, а возможностями, которые он предоставлял детям. В первую очередь эта была возможность стать причастным к процессу создания технологических вещей и предметов, возможность лично поучаствовать пусть в игрушечной, но всё же революции. С Meccano ребёнок мог почувствовать себя изобретателем технических новинок, творцом полезных вещей. Не важно, что большинство моделей не имели ничего общего с реальным прототипом, главное, что при сборке этого конструктора дети занимались тем, что сейчас называют «техническим творчеством».
Именно творчеством, так как Meccano позволял создавать из наборов стандартных деталей огромное количество разнообразных конструкций. Неважно, что на коробке с конструктором был изображён строительный кран, мельница или грузовик, так как кроме этих моделей можно было собрать тележку, колодец, игрушечную стремянку, геометрическую фигуру! Показывая, для сборки какой конкретно модели или моделей предназначен данный набор деталей, «Меккано» одновременно давал ребёнку свободу выбора между воссозданием стилизованных копий реальных объектов и моделированием воображаемой действительности. Набор из гаек, винтов и пластин с отверстиями удивительным образом стимулировал детскую фантазию, раздвигая границы игрового мира.
Наборы деталей Meccano 1914 года |
Наборы деталей Meccano 1916 года |
Один из родителей - англичан, купивших своему ребёнку в 1915 году набор «Меккано», вспоминает: «Это был набор для сборки нескольких сельскохозяйственных машин. Поскольку я сам был несколько озадачен монументальностью описания, мы с Джимом решили собирать модели вместе. На следующий день в синематографе, куда мы отправились всей семьёй, показывали фильм о военной технике, танках и аэропланах. Моё удивление было весьма велико, когда Джим самостоятельно собрал из деталей набора «Меккано» не сеялку или комбайн, а очень похожую модель танка Mark MK I. Мы решили, что эта замечательная игрушка, из тех, покупка которых с лихвой оправдывает твои ожидания».
Ошеломительная популярность «Меккано» в первые десятилетия производства объяснялась тем, что создатели конструктора стремились не к унификации, а к универсальности. С этим конструктором ребёнок учился моделировать не потребительскую реальность по принципу «создай предмет и забудь о нём», а сам процесс построения какой-либо вещи, процесс реального производства, когда любая техническая новинка создаётся инженерами из ограниченной номенклатуры существующих деталей. Этот конструктор с успехом выполнял одну из главных задач воспитательного процесса – адаптацию ребёнка к реалиям взрослого мира, показывая возможность производства чего-либо нового с позиции создателя, а не потребителя. «Меккано» показывал детям, что в игре действуют те же физические законы, что и во взрослом мире, например, модели должны сохранять устойчивость, а соединения деталей – надёжность.
Современные родители могут сказать, что такие свойства конструктора необходимы для ребёнка с ярко выраженными техническими наклонностями, а вот будущему гуманитарию они абсолютно не к чему. Однако проблема заключается в том, что ни родители, ни преподаватели не в состоянии определить, какой путь развития выберет для себя ребёнок. Можно с полным правом утверждать, что отсутствие созидательных навыков при наличии одних лишь пользовательских потребностей снижают адаптационные способности ребенка, делая его инфантильным, не приспособленным к взрослой жизни.
Например, вся современная молодёжь широко использует различные электронные гаджеты: смартфоны, планшеты, коммуникаторы, экшн-камеры и многое другое. Однако решить возникшую техническую проблему, устранить неполадку в работе, не говоря уже о том, чтобы отремонтировать такое устройство своими руками, могут очень немногие. Этот процесс затрагивает не только высокие технологии – многие владельцы современных автомобилей предпочтут вызвать эвакуатор и отбуксировать «железного коня» в автомастерскую, вместо того, чтобы собственноручно заменить пробитое колесо или севший аккумулятор. И дело тут не в удобстве или наличии лишних денег, просто дети, выросшие в конце «века потребления», не представляют, как нужно и как можно обращаться с техникой, они не имеют элементарных навыков, позволяющих чувствовать себя настоящим хозяином вещей, а не их рабом.